История развития новосибирского наземного электротранспорта
НОВОСИБИРСКИЙ ТРОЛЛЕЙБУС
Движение новосибирского троллейбуса началось 6 ноября 1957 года.
Пробная поездка состоялась 6 ноября, накануне празднования сорокалетия Октябрьской революции. На следующий день началось регулярное ежедневное движение по маршруту «Аэропорт – ул. Мостовая (автовокзал)». Общее количество машин сохраняется приблизительно на постоянном уровне, ни один сибирский город не сохранил такого количества подвижного состава этого вида электротранспорта.
В 2004 году доля троллейбусного транспорта в городских перевозках составляла 24%, уступая только автобусам. Среди муниципального транспорта троллейбус занимал лидирующую позицию с долей 30%. В 2008 году доля троллейбуса в перевозках составила около 13% (среди муниципального транспорта – 32%, уступая только метрополитену), что объясняется главным образом ростом числа перевезённых пассажиров частными автобусами.
Первые попытки пустить троллейбус в Новосибирске относятся к 1936 году. Было принято постановление Новосибирского городского Совета «О трассе троллейбуса», но проект не удалось осуществить из-за отсутствия финансирования.
В 1943 году была предпринята вторая попытка пуска троллейбуса. Постановление Бюро горкома ВКП (б) и Исполкома горсовета утверждали схему маршрутов троллейбусов, протяженностью 10 км. Но только в 1954 году было составлено новое задание на проектирование 1-ой очереди троллейбуса (от остановки «Мостовая» до остановки «Аэропорт»), к этому времени в городе проживало уже 800 тыс. жителей.
В октябре 1957 года из г. Энгельс прибыло 10 кремово-синих машин модели МТБ-82. 7 ноября 1957 года было открыто троллейбусное движение. Вскоре открылся маршрут №2 (Вокзал – Красный Факел – пл. Ленина – Окружной дом офицеров – пл. Калинина – Аэропорт). Длина первых линий составила 19,7 км в одном измерении.
Схема, демонстрирующая основные части троллейбуса
Основные части троллейбуса (могут присутствовать не на всех моделях): 1 – контактная сеть; 2 – указатель маршрута; 3 – зеркала; 4 – фары; 5, 7 – двери; 6, 8 – колёса; 9 – молдинги; 10 – штангоуловитель; 11 – трос штангоуловителя; 12 – башмак токосъёмника; 13 – штанги; 14 – кронштейн фиксации штанги; 15 – наружное электрооборудование; 16 – инвентарный номер троллейбуса.
Первыми водителями в штате первого троллейбусного депо были:
Кудрявцев А.С.
Перфилов А.П.
Смердов Геннадий Гаврилович
Загвоздин Владимир Никифорович
Бессараб Юрий Савельевич
Дедушкин Николай Алексеевич
Брыкалов Владимир Васильевич
Юделис С.Ф.
Радзионов Виктор Фобиянович
Годзловенко Николай Михайлович
Бохан М.К.
К концу 1957 года по городу курсировало 17 троллейбусов. К 1958 году их количество увеличилось до 45. В этом же году открывается маршрут №3 от Мостовой до сада им. Кирова. В октябре 1961 года в Новосибирск поступают первые машины новой модели ЗИУ-5 из г. Энгельс. Практически на 5 лет модель ЗИУ-5 стала основной на улицах советских городов.
22 декабря 1962 года открывается Левобережное троллейбусное депо по ул. Сибиряков-Гвардейцев.
С 1969 года начинается централизованная подготовка кадров для предприятий электротранспорта – 1 апреля открывается ГПТУ-48 (в настоящее время – ПУ-14), на электромеханическом факультете НЭТИ открывается кафедра ГЭТ.
Спустя 11 лет, в 1972 году, на маршруты выходят 16 машин ЗИУ-9, имеющие 3 входные двери.
19 октября 1976 года открывается Заельцовское троллейбусное депо. К концу 1977 года впервые по протяженности линий троллейбус обогнал трамвай: протяженность троллейбусных линий – 177,1 км; трамвайных линий – 174,62 км. В 1980 году Новосибирск выходит на 3-е место по протяженности троллейбусных линий контактной сети после Москвы и Ленинграда.
С 1984 года в Новосибирске начинается эксплуатация троллейбусных поездов по системе многих единиц.
28 декабря 1888 года Гос. Комиссия приняла Ленинское троллейбусное депо.
23 октября 1995 года в Новосибирск прибыли первые шарнирно-сочлененные троллейбусы ЗИУ-9 (ЗИУ-6205). Часть из них была оборудована тиристорно-импульсной системой управления. В июне 2006 года по улицам Новосибирска пошел первый троллейбус с асинхронным двигателем, созданный на базе ООО «Сибирский троллейбус».
Гибридный троллейбус
Летом 2011 года для троллейбуса с большой дальностью атономного хода был открыт новый маршрут 5А: «Пл. Калинина – ТЭЦ-5». 31 января 2012 года данный троллейбус был пущен по новому эксперементальному областному маршруту №401 «Пл. Калинина – Аэропорт Толмачево». С июня 2012 года по областному маршруту курсировало уже 2 троллейбуса. К концу года маршрут был признан нерентабельным, и с 18 ноября 2012 года вновь был запущен маршрут 5А с изменениями: «Метро Заельцовская – Ключ-Камышенское плато».
НОВОСИБИРСКИЙ ТРАМВАЙ
Новосибирский трамвай работает с 26 ноября 1934 года. В настоящее время в Новосибирске действуют 11 маршрутов трамвая, которые обслуживаются двумя депо: Левобережным (до объединения в 2000 г. – Ленинское депо и Кировское депо) и Правобережным (до объединения в 2001 г. – Дзержинское депо и Октябрьское депо).
Эксплуатационная длина трамвайных путей в городе 147,5 км одиночного пути. В 2010 году трамваем было перевезено 23,0 млн. пассажиров (для сравнения: в 1980 г. трамваем в Новосибирске было перевезено 186,9 млн. пассажиров). При этом доля трамвая в общегородских перевозках общественным транспортом составила около 8%, среди муниципального транспорта – 13%.
Новосибирский трамвай был открыт в 1934 г. и оставался основным средством транспорта в миллионном городе до середины 80-х годов (до момента пуска первой очереди метрополитена).
Прошлое трамвая
26 ноября 1934 года в 11 часов состоялось официальное открытие трамвайного сообщения в Новосибирске на участке «Вокзал – Ипподромская площадь – Центр», протяженностью 4,2 км, с ответвлением для стоянки вагонов и производства ремонта по улице Гоголя, где сейчас располагается Центральный жилой массив.
Уже в первый день работы было перевезено 5945 человек.
В строй вошла одна тяговая подстанция, парк подвижного состава составил 14 вагонов, коллектив электротранспорта – 130 человек.
Первыми водителями, открывшими трамвайное движение, были:
Забелина Анна Петровна
Аронова Мария Кирилловна
Страшных Ефросинья Митрофановна
Русанова Нина Дмитриевна
Нишакова Надежда Васильевна
Кислицина Мария Осиповна
Власюк Анна Дмитриевна
Грачева Александра Алексеевна
Рябушева Анастасия Ефимовна
Савина Анна Федоровна
Первые вагоны пришли в Новосибирск с Мытищинского завода, были они фанерными. При входе в вагон и выходе пассажиры сами открывали двери. Моторные вагоны были оборудованы двумя контроллерами управления (впереди и сзади) и ходили вперед и назад по однопутной линии с разъездами, где к ним цеплялись прицепные вагоны. Средняя скорость трамвая составляла 6,7 км/час.
В 1935 году было закончено строительство трамвайного депо (проспект Дзержинского) на 42 вагоно-место и 2 тяговые подстанции. Был построен второй трамвайный путь от остановки «Ипподромская» до центра города. Общая протяженность трамвайных путей к концу 1935 года составляла уже 18 километров. В конце тридцатых годов трамвайный парк был уже довольно крупным предприятием, объединяющим несколько служб. Коллектив энергетиков следил за работой тяговой подстанции, за состоянием контактной сети. Депо занималось ремонтом подвижного состава. В обязанности службы движения входило формирование поездных бригад, проверка технического состояния трамваев, подготовка водителей, кондукторов и диспетчеров.
В 1940 году вагонов в трамвайном депо было уже 60, протяженность путей с 4 километров увеличилась до 24. В 1936 году был открыт седьмой маршрут от ул. Красный проспект до клуба имени Кирова. 30 апреля 1941 года открыли трамвайное движение в Кировском (ныне Ленинском) районе.
В годы войны трамвай можно было по праву считать стратегическим транспортом. В годы войны и люди, и техника работали на износ. За четыре года войны были изношены и вагоны, и пути, и оборудование. Понадобилось долгое время для их восстановления.
С 60-х годов парк стал пополняться за счет рижских вагонов модели РВЗ-6. От предыдущих вагонов они отличались системой управления, она была полуавтоматическая. Эксплуатировали эту модель порядка 30 лет, она стала для жителей Новосибирска символом 60-80-х годов. В 60-х годах трамвай в Новосибирске перевозил до 60% общего пассажиропотока.
В 1977 году начато внедрение телеуправления тяговыми подстанциями, первой была переведена на телеуправление подстанция №17.
К 80-м годам в Новосибирске действовали уже 4 трамвайных депо: Дзержинское, Ленинское, Октябрьское и Кировское. В 1975 году протяженность трамвайных путей составила 181,19 км. Ежедневно на линию выходило 470 единиц подвижного состава. Устаревший подвижной состав был полностью заменен на современный, скоростной, комфортный.
Однако в 80-х годах участь многих городов СССР по уменьшению роли трамвая достигла и Новосибирска. Были демонтированы линии с многих крупных центральных улиц: Красный проспект, Гоголя, Кошурникова.
С 1984 по 1987 год проводилась опытная эксплуатация вагонов РВЗ-7, оснащенных электронными системами управления и пневматической подвеской. С 1987 года трамвайные депо начали переходить на новую модель трамвая КТМ-5М3, к 1992 году в Новосибирск поступило 252 вагона.
В начале 90-х годов по причине перегруженности автотранспортом Октябрьского моста через реку Обь было принято решение о ликвидации трамвайного движения по вышеуказанному мосту. С этого момента в Новосибирске образовались как бы две независимые, не связанные друг с другом, трамвайные системы на обоих берегах Оби (такая ситуация уже была в городе с 1940 по 1955 г., до открытия движения через Октябрьский мост).
Настоящее новосибирского трамвая
С 2007 года в цехах правобережного и левобережного депо начала реализовываться программа модернизации. Полная разборка вагона, замена наружной и внутренней обшивки, доработка дверных проемов, ревизия и восстановление несущих элементов, усовершенствование системы отопления и внедрение принципиально нового электронного привода, который позволяет экономить до 30% электроэнергии на тягу. В 2009 году было модернизировано 13 вагонов. Такой способ обновления трамвайного парка значительно дешевле, чем покупка нового вагона, цена которого приближается к 12 млн. рублей.
Первый трамвайный маршрут связал железнодорожный вокзал с центром города. А на сегодняшний день в разработке находится проект скоростного трамвая, который будет связывать уже отдалённые жилые массивы с центром города.
Будущее трамвая